Вне зоны доступа
05 апреля 2023
В Ненецком автономном округе 3 марта неожиданно "упал" интернет и отключилась связь: целиком, вся, полностью! Ни родителям, ни детям позвонить, ни скорую вызвать, ни МЧС. А если вдруг пожар? Такое случалось и раньше, но подобные ситуации не должны входить в привычку – на дворе всё-таки XXI век. Почему мы с завидной регулярностью оказываемся отрезанными от Большой земли и друг от друга и что с этим делать?
Единственный наш!
Причина ЧП – в кабеле ПАО "Ростелеком", он у нас один такой и других "линий жизни", то есть магистральных каналов, в регионе нет. Он служит много лет верой и правдой, иногда становясь жертвой очередных земельных работ.
Как выяснилось, обрыв 3 марта произошел на территории Республики Коми на участке между городами Ухтой и Печорой в 12 километрах от Сосногорска. Кабель опять случайно оборвали строители.
Депутат по единому избирательному округу, Председатель Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Ненецком автономном округе Наталья Лысакова направила заместителю губернатора, руководителю Департамента цифрового развития и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа Антону Лебедеву запрос с просьбой разъяснить, какие действия проводятся, чтобы подобное не повторялось? Кто ответит за случившееся? И кто возместит расходы, понесенные предпринимателями из-за обрыва единственного в округе кабеля?
Во многих предыдущих случаях обрывы связи происходили из-за проведения несогласованных работ. В последний же раз, как следует из пресс-релиза ПАО "Ростелеком", и работы были согласованными, и схема прокладки кабеля у подрядчиков, которые занимались земляными работами, якобы имелась в наличии. Но где-то на просторах тундры они встретились: горе-строители и кабель...
К счастью, голосовую связь вскоре удалось вернуть благодаря радиорелейному каналу местного окружного оператора НКЭС. А вот на восстановление кабеля ПАО "Ростелеком" понадобилось значительно больше времени. В эти долгие часы отсутствия интернета не работали банкоматы, онлайн-кассы, а предприниматели теряли часть своей выручки. Информационный вакуум закончился только вечером.
Можно было бы вздохнуть с облегчением, но наученные горьким опытом местные жители знают: в любой момент подобное может повториться. И мы снова, как в каменном веке, окажемся отрезанными от всего мира.
Дотянуться от людей и до людей
А решение? Оно есть! Как следует из ответа департамента на запрос Натальи Лысаковой, с 2022 года это решение медленно, но уверенно пробивается через вечную мерзлоту тундры. Название спасителя – окружной резервный оптоволоконный канал связи. В настоящий момент он находится в 125 километрах от Нарьян-Мара. Конечно далеко, но необходимо понимать, как тяжело приходится людям, тянущим эту "линию жизни" к домам жителей округа. Специальный бронированный кабель приходится укладывать на глубину полтора метра. Этот кабель предназначен к работе в условиях вечной мерзлоты. Прочность волокна составляет 80 тонн! То есть будущую информационную магистраль уже так просто не оборвать.
Работу значительно облегчает дорога Нарьян-Мар – Усинск. По зимнику было бы в разы сложнее вовремя доставлять на место строительства людей и технику. За одну смену сотрудникам НКЭС удается проложить один-два километра кабеля.
Всё остальное – погода, местность – только замедляют работы. Новую цифровую магистраль, кстати, целенаправленно укладывают вдали от дороги и объектов, на которых производятся строительные или ремонтные работы. На всём её протяжении устанавливаются специальные предупреждающие таблички. Они для тех, у кого в будущем возникнет желание выкопать яму там, где не надо.
Строительство идёт опережающими темпами, и ввести новую линию планируется в конце 2023 года. Это будет ветка, совершенно не зависящая от ПАО "Ростелеком".
Кто виноват? Ищи-свищи
Но опять же: всё это только будет! Прихода новой информационной магистрали ждать ещё почти год, и за это время единственный работающий на сегодняшний день кабель вновь могут откопать да оборвать. Главный вопрос вот в чём: кто же в ответе за уже понесенные и вполне возможные в будущем финансовые потери? Или, если случится самое худшее, за человеческие жизни?
В официальном ответе департамента связи сказано, что пострадавшие могут предъявить свои претензии оператору. А в случае, если на претензию не последует ответ, то подавать на него в суд.
Об этом никто не говорит, но мы все прекрасно понимаем, что в данной ситуации определить настоящего виновника, и даже через суд наказать его, будет крайне сложно.
Депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, Председатель Совета регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Наталья ЛЫСАКОВА
– Интернет и мобильная связь в наши дни – это жизнь. Жителям Центральной России, пронизанной системой телекоммуникаций, довольно непросто понять нашу проблему. Ведь мы уже много лет буквально висим на одной тонкой информационной ниточке. Как только она обрывается, мы оказываемся в вакууме. Убытки, которые несут предприниматели, могут сильно ударить по бизнесу, что в свою очередь негативно скажется на населении округа. Счастье, что до сих пор такие инциденты не заканчивались трагедией. Поэтому я считаю, что виновные в очередном обрыве должны быть наказаны по всей строгости закона. Ну и, конечно, сейчас важно все силы направить на создание системы связи, чтобы жители, если вдруг случится очередное повреждение, этого на себе никак не почувствовали.